Оригинальность, простота и притягательность монотипии

Среди художников-новичков популярностью пользуется монотипия. Простота и притягательность этой техники обусловлены её лёгкостью, терпимостью к ошибкам и быстрыми результатами. При создании рисунков для оттисков широко применяются абстрактные элементы и случайные мазки, что оставляет большой простор для фантазии автора. Каждая созданная монотипия считается уникальной и единственной в своём роде, что делает её особенно ценной для художника.

Простота и притягательность монотипии

Общее описание

Создать монотипию довольно просто. Для этого потребуется любая печатная форма с гладкой поверхностью. Она может быть сделана из металла, пластика, обычного или органического стекла. Если такой под рукой не оказалось, можно использовать бумагу или ткань.

Текстиль для рисунка должен быть ярко выстиран и выглажен, но не накрахмален, обладать шершавой поверхностью и ярко выраженной фактурой. Перед работой его стоит плотно натянуть на картонку или доску и закрепить при помощи ниток.

Выбрав пластину, на её поверхность наносят изображение. Делать это можно самыми разными способами: от классического рисования кисточками разной толщины до хаотичных мазков губкой, разбрызгивания, отпечатывания форм и так далее. Для работы важно выбрать краски, которые долго сохнут (чаще всего используются масляные), иначе отпечатать монотипию не получится. Художники советуют наносить краски осторожно, избегая широких мазков — иначе выйдет бесформенное пятно. При рисовании на ткани важно не закрыть её плетение полностью.

Полезное «надувательство»: 7 лайфхаков с воздушными шарами

Монотипия техника рисования

Иногда рисунок наносят путём полного закрашивания всей пластинки, а затем стирания отдельных участков. Так монотипия выходит более чёткой, с ярко выраженными контурами. Белила в технике не применяются — любой неудачный элемент композиции можно стереть и без них, просто убрав краску с пластинки.

После того как рисунок готов, на него кладут лист бумаги. Предварительно его увлажняют, а сверху накрывают листом сукна, фетра или другой плотной ткани. Затем пластину пропускают через печатный станок или пресс с небольшим давлением. Если таковых под рукой не оказалось, можно просто накрыть бумагу куском стекла или пластика и плотно прижать руками либо накрыть плотным предметом — так рисунок тоже отпечатается.

Обычно с одной пластины снимают только одну монотипию. Большое количество краски остаётся на бумаге, так что последующие копии выходят сильно бледнее и посредственнее оригинала.

История монотипии

Впервые монотипию начали применять в сороковых годах XVII века. Некоторые источники приписывают её создание итальянском живописцу Джованни Бенедетто Кастильоне, другие — фламандцу Антонису Салларту. Известно, что два художника начали использовать эту технику с разницей всего в 3−4 года. При этом у них были кардинально разные стили: Кастильоне закрашивал пластину, а затем наносил рисунок из чёрных и белых линий, а Салларт использовал штрихи и белые блики.

Широкое распространение монотипия получила в XVIII—XIX вв. Ею пользовались такие художники:

Мир цветов ошибана: удивительное искусство самураев

Монотипия Уильям Блейк

  • Уильям Блэйк;
  • Эдгар Дега;
  • Камиль Писсарро;
  • Поль Гоген;
  • Пауль Клее.

В XX веке популярность монотипии возросла. Появились уникальные работы Елизаветой Кругликовой Марка Шагала. Сейчас техникой интересуются как профессионалы, так и начинающие творцы.

Особенности техники

Главной особенностью монотипии считается её простота. Рисунок в такой технике можно наносить без предварительного эскиза, спонтанно нанося цветные пятна и узоры на форму. Ошибку или неудачный фрагмент можно легко исправить, удалив неудачный участок при помощи влажной тряпки или ватного диска. Это позволяет перерисовывать и дополнять композицию много раз, не опасаясь испортить работу.

Чтобы сделать произведение в технике монотипии более запоминающимся и интересным, используют дополнительные приёмы выразительности. Некоторые из них:

Монотипия техники

  • подчёркивание контуров отпечатка тёмной краской, гармонирующей с основным цветом рисунка;
  • стирание небольшого количества краски по краям рисунка при помощи кисточки или деревянной палочки — получается ровный белый контур;
  • использование разных способов наложения мазков — вместо обычных линий их делают в виде запятых, капель, точек, волн, брызг, которые при отражении образуют оригинальные неповторимые узоры;
  • применение мыльной пены для создания кругов и колец.

Благодаря широким возможностям для развития фантазии и абстрактного мышления, монотипия любима психологами и детскими педагогами. Она также очень проста, потому подходит для новичков. Каждый образец-отпечаток, выполненный в этой технике, считается неповторимым и уникальным. Даже если снять с пластинки несколько картин-«призраков», они будут заметно отличаться от оригинала.

Женственность и пленительность изделий в технике холодного батика



Уважаемые читатели, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Нажмите "Подписаться на канал", чтобы получать все самые лучшие материалы к себе в ленту.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Закрыть