Резьба по дереву «Татьянка»

«Татьянка» — новый стиль, сочетающий в себе универсальность и пластические приемы, позволяющие создавать любые произведения — от декоративных плоских панно до объемных скульптур, украшенных деревянным кружевом. Зрительный эффект их усиливается естественными свойствами дерева. Вы тоже можете освоить технику резьбы в стиле «Татьянка». Но прежде — об инструментах. Их можно купить, но лучше изготовить самим. Комплект состоит из подрезного ножа и набора стамесок разной ширины и разной конфигурации режущей кромки.

Сталь для них следует выбирать из инструментальных или быстро режущие марки Р18 или Р9. Закалку инструментов из углеродистой стали можно производить в домашних условиях на газовой горелке. Из легированных и быстрорежущих сталей инструмент можно делать только холодным способом. Закалку в домашних условиях провести не удастся. После изготовления инструмент следует заточить. Угол заточки режущей кромки равен 20. Далее режущие кромки отполируйте до зеркального блеска. Режущий инструмент должен быть настолько острым, поэтому без соблюдения особых мер и правил безопасности не обойтись. Не держите левую руку по ходу движения инструмента, либо в зоне, подверженной опасности. Левшам не советуем держать правую руку на линии движения инструмента. Заготовка, на которой вырезается декоративный рисунок, должна быть жестко закреплена на рабочем столе. Во избежание порезов и ранений стоит воспользоваться таким приемом: правая рука держит пальцами режущий инструмент и направляет его движение, а указательный палец левой руки прижимает инструмент к поделке, не давая ему соскочить. Ножка стамески упирается в ладонь. Усилие руки всегда направлено по направлению режущей кромки. Рука должна опираться на стол или на дощечку. Движение инструмента должно быть непрерывным. При внезапной его остановке обязательно получится бугорок или ямка, и сгладить их будет трудно.



Мастерим шарики для елки из фетра


Допускается поворот режущего инструмента на значительный угол — это придает особый колорит декоративному рисунку. В этом случае подрезанная часть будет по-разному отражать лучи света.

Выбранный рисунок на деревянную заготовку сначала переносят с помощью копирки. Далее на отпечатке рисунка карандашом цифрами 1, 2, 3 намечают порядок выполнения отдельных элементов. Ширину инструмента подбирают чуть больше ширины выполняемого элемента. Далее следует подрезка по контуру нанесенных очертаний элементов рисунка. Ведут ее подрезным ножом. Нож движется с наклоном к плоскости резания под углом 45 — это оптимальный угол, хотя в некоторых случаях он может достигать 75. Подрезка может быть внутренней и внешней. Внутренняя ведется подрезным ножом, наклоненным в сторону еще не выполненного элемента. При внешней подрезке нож наклоняют в сторону выполняемого элемента. Глубину подрезки выбирают такой, чтобы обеспечить поворот режущего инструмента с постепенным его вхождением в глубь выполняемого элемента, например, от корешка листа к его кончику или наоборот, в зависимости от композиции рисунка. В качестве материала для полочек, подставок, рамок, шкатулок, сундучков чаще используют липу. Ее мягкая древесина легко режется острым ножом и не требует больших усилий со стороны резчика.




Для более крупных поделок желательно использовать клен, можжевельник, ольху. Эти материалы режутся с усилием, но резьба получается чистой, а поверхность лучше зачищается. А теперь давайте рассмотрим основные приемы резьбы в стиле «Татьянка». Осваивать их проще на учебной доске, пользуясь подбором представленных упражнений. Попрактиковавшись, можете переходить к вырезке декоративного рисунка на конкретных поделках, не только плоских, но и вогнутых, выпуклых на блюдах, настенных панно, вазах. Начинающему резчику не помешает дополнительная информация. Заготовки для поделок берите не гнилые, без сучков, одного цвета. Допускается слабая рыхлость — ее можно устранить, сильно нажимая на инструмент при резьбе. Смачивать древесину для уменьшения усилия резки нужно аккуратно (избыток влаги приведет к образованию трещин при сушке). Гладкий лист режут от вершины к черенку. В составе ветки сначала выполняют нижние листья, потом верхние. Лист с прожилками режут от черенка к вершине многократными резами. Если случайно образуется скол, срез надо подклеить клеем ПВА или «Моментом».

Излишки клея не удаляйте — после сушки резку возобновите. При покраске участки, покрытые клеем, будут светлее.

Удаление остатков карандаша и копирки производится шкуркой. Далее очередь за морилкой. В «Татьянке» она применяется двух цветов — коричневая и красная. Оттенок морилки на древесине определяется влажным мазком. Чаще всего ее разводят водой. На изделие морилку наносят кистями движениями снизу вверх. В продаже морилка бывает еще и спиртовая. Ею пользоваться не рекомендуем — спиртовой лак ее растворяет. Мастера иногда применяют анилиновые красители отечественного производства. Красители черного, синего и оранжевого цветов нужно разводить водой (в пищевой посуде нельзя). После окраски изделие сушат. Затем следует обработка мебельным лаком, тоже отечественного производства. Иногда применяют лак турецкого производства под названием «Truva». Лак наносят мягкой кисточкой, желательно №8. После первого слоя следует часовая сушка. Ворс и мелкие заусенцы счищают наждачной бумагой. Потом следует второе покрытие, третье и четвертое.

https://www.youtube.com/watch?v=JqaG8JgXEh0

Для очистки ворса от лака нужно заранее приготовить баночку с полиэтиленовой крышкой, в которой прорезано отверстие под кисть. В крышке кисть закрепляют таким образом, чтобы она только касалась донышка, но не ложилась на него. В баночку залейте хлористый кальций. В промежутках между работой кисть можно очищать от лака простым окунанием в баночку. Сухой кистью собирают излишки лака. Применяйте бесцветный лак (лучше импортный). Если лак нужно отбеливать, можно использовать 30%-ную перекись водорода или смесь из 25%-ного аммиака и нашатырного спирта в соотношении 1:1. Смесь готовят перед отбеливанием. Степень отбеливания регулируется количеством воды. Для придания характерного блеска и влагостойкости изделия покрывают воском. Но до вощения гладкие поверхности следует подвергнуть клеевой обработке (5% клея ПВА с водой). После просушки изделие шлифуют нулевой шкуркой. Мастику применяют восковую для паркетных полов она выпускается рыжего и белого цветов. Рыжую мастику лучше наносить на темный фон. Вощение ведут щетинной кистью, а мастику подогревают на водяной бане. Сушку ведут естественным путем. Завершает работу полировка изделия шерстяной тканью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Redsol
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: