Тонкости древнего японского искусства ошибана

Одна из самых интересных разновидностей японского искусства — ошибана. Тонкости этого древнего ремесла заключаются не только в механических умениях мастера, но и в его способности правильно подобрать и высушить материал — цветы, листья, травинки. Сочетание различных природных материалов позволяет создавать прекрасные композиции, красоту которых не повторить никакими другими способами.

Тонкости древнего японского искусства ошибана

Общие понятия

В переводе с японского слово ошибана означает «плоская флористика». Это искусство создания картин из высушенных и спрессованных природных материалов. Среди них:

Искусство создания картин из высушенных и спрессованных природных материалов.

  • цветы и отдельные лепестки;
  • зелёные и цветные листья;
  • стебли;
  • травы;
  • семена, зёрна;
  • мак;
  • крупы;
  • кусочки коры;
  • береста;
  • мох;
  • пух;
  • солома;
  • плоды и их кожура.

Собранные и заранее высушенные элементы собирают в композицию и прикрепляют к основе — обычно ею выступает бумага или ткань. Чтобы картина приобрела нужный вид, листья, цветы и другие компоненты обрабатывают ножницами, придают складочки и объёмность при помощи пинцета и других инструментов.

Подготовка материалов

Самое важное в ошибане — подобрать правильный материал. Важно не только выбрать красивые растения, но и сохранить их форму, цвет, фактуру при сушке. Несколько секретов по обработке:

Подготовка материалов для ошибана

  • Выбирая цветы, лучше отдавать предпочтения молодым бутонам — они лучше сохраняют свой оттенок. Сушить их желательно как можно быстрее и при высоких температурах — это позволит минимизировать изменения. Лепестки при этом перекладывают тонким слоем хлопка или ваты, чтобы они держали форму.
  • При сушке листьев важную роль играет вес груза на прессе. Грубым растениям нужно 20−40 кг, средним — 8−16, деликатным — 5. Очень мясистые, сочные листья (например, камышовые) можно обработать утюгом. Таким же образом высушивают осеннюю опавшую листву.
  • Собирать любой материал для ошибаны можно только в сухую погоду. Любая влага, включая капельки росы или дождя, сделает качественную сушку листьев невозможной — они быстро потеряют свой цвет либо сгниют. Поскольку мыть растения тоже нельзя, нужно выбирать только чистые экземпляры без пыли, грязи и насекомых.
  • Хранить высушенные растения нужно в герметичных упаковках, желательно выполненных из тёмного непрозрачного материала. Их ставят в защищённое от солнечных лучей и вредителей место. Поскольку листья хрупкие и не любят лишних прикосновений, их лучше всего рассортировать по виду, цвету и размеру заранее.

Сделать оригинальную и неповторимую ошибану можно при помощи нестандартных материалов. Помимо цветов и листьев в работу можно включить очистки от фруктов, засушенные цитрусовые дольки, измельчённую шелуху чеснока и лука, прожилки грейпфрута или банана, тонко нарезанные и высушенные колечки овощей.

Исполнение картины

С помощью ошибаны чаще всего выполняют пейзажи и натюрморты, но в этой технике можно создавать и орнаменты, узоры, сюжетные картины и даже портреты. Перед началом работы стоит нанести эскиз простым карандашом — он обозначит основные элементы и композицию будущей картины.

Нанесение эскиза набумагу

Затем набросок перечерчивают на кальку, из которой вырезают отдельные детали. К каждой из них подбирают подходящую по цвету, фактуре, размеру и другим параметрам часть растения. Их контуры корректируют ножницами, стараясь сохранить как можно больше естественных изгибов и неровностей листьев, лепестков и других материалов.

После этого композицию переносят на бумагу. На этом этапе важно не спешить — мастера советуют сначала приложить детали к холсту, поэкспериментировать с сочетаниями, подкорректировать цвета и оттенки, а лишь затем окончательно приклеивать элементы. Рекомендуется оставить незаконченную картину на некоторое время и затем посмотреть, что можно изменить.

Иногда композицию из природных элементов дополняют фоном, который рисуют карандашами или красками. Обычно его выполняют в светлых цветах — это подчёркивает тончайшие оттенки растений. Фон наносят до начала работ под набросок.

Когда из элементов сложится красивая и цельная композиция, их можно окончательно приклеивать к холсту. Клея при этом используют немного, очень аккуратно нанося его кисточкой на края деталей. После того как работа закончена, нужно положить картину под груз и выждать некоторое время.

Создание ошибаны

Элементы растений в готовой ошибане всё ещё подвержены выцветанию, изменению оттенков и влиянию вредителей. Потому их лучше всего хранить в герметичных застеклённых рамках, куда не проникнут влага и насекомые.

Создание ошибаны хорошо развивает художественный вкус, чувство композиции и любовь к природе. Но этот вид искусства подходит не всем, поскольку долгая и кропотливая работа над каждым панно требует от человека аккуратности, терпения и усидчивости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Redsol
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: